О музее

Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева был открыт 4 марта 1920 года. История основания музея тесно связана с именем Тимофея Евсеевича Евсеева (1887−1937), известного краеведа, этнографа, исследователя культуры и быта народа мари, педагога. С годами изменялся статус музея: областной, научно-краеведческий, Национальный.

В настоящее время музей ведёт научно-исследовательскую работу и отражает в специфических формах флору и фауну края, материалы истории и этнографии, материальную и духовную культуру, традиции и обычаи марийского народа, финно-угорских народов, а также всех национальных групп, проживающих в Республике Марий Эл: русских, татар, чувашей и других. По всем экспозициям и периодически обновляющимся стационарным выставкам проводятся тематические и обзорные экскурсии с учётом категории посетителей. Музей ведёт активную работу по комплектации, хранению, научному исследованию и реставрации фондов, насчитывающих более 236 тысяч предметов, из которых 134 тысячи предметов − основного фонда.

Археологический фонд, насчитывающий более 90 тысяч предметов, отражает древнюю и раннесредневековую историю Марийского края и всего Марийского Поволжья. Этнографическая коллекция содержит уникальные предметы быта, одежду, культовые предметы и украшения не только народа мари, но и соседних народов, населяющих полиэтнический регион: русских, татар, чувашей, удмуртов, мордвы и других.

Вещевой фонд музея включает коллекцию фарфора и фаянса, предметы интерьера XVIII−XIX вв. из серебра, бронзы, латуни, оружия (от средневекового до современного), уникальные предметы интерьера из замка Шереметевых (п. Юрино), музыкальные инструменты, мемориальные коллекции известных деятелей республики и т.д. Нумизматическая коллекция содержит клад монет Московского государства. Естественнонаучный фонд включает в себя чучела животных и птиц Марийского края, выполненные всемирно известным таксидермистом Я. П. Коксиным.

Ежегодно Национальный музей принимает свыше 100 тысяч посетителей. Помимо экспозиционно-выставочной и научно-исследовательской деятельности, музей организует и проводит разнообразные образовательные, культурные и музыкально-театрализованные представления.
Национальный музей принимает активное участие в международных музейных проектах, сотрудничает с региональными и национальными музеями Приволжского федерального округа, является научно-методическим центром для муниципальных, ведомственных и прочих музеев Республики Марий Эл.

Национальный музей рад каждому, кому не безразличны культурное наследие Республики Марий Эл, а также традиционные культурные ценности, которые передавались, передаются и будут передаваться из поколения в поколение!

Национальный музей ждёт Вас! Добро пожаловать!

 

Национальному музею Республики Марий Эл им. Т. Евсеева − 100 лет: Страницы истории

 

Пролог

В уездном городе Царевококшайске не было музея, хотя здесь ещё в 1917 году имелись учительская семинария, две гимназии, ремесленная школа, несколько начальных школ, две библиотеки, театральные кружки, передвижной кинотеатр, монастырь со своей фотолабораторией, причём город ещё в конце XIX века уверенно занимал первое место в Казанской губернии по уровню грамотности населения.

Царевококшайск в начале XX в.

О необходимости его открытия много говорили представители местной интеллигенции. Задача немедленного создания марийского национального музея ставилась на Первом и Втором Всероссийских съездах народа мари (1917 и 1918 годы).Такая возможность появилась после установления Советской власти, когда создание и развитие сети музеев по всей стране стало делом государственной важности. Политика правительства Советской России требовала развития музеев как составной части культурной революции. Возглавил музейное дело Народный комиссариат просвещения РСФСР, в составе которого был создан Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Большое значение имело создание в 1918 году Государственного музейного фонда – хранилища предметов музейного значения, вывозимых из экспроприированных дворцов и усадеб, дореволюционных учреждений, частных квартир. Из фонда пополнялись коллекции центральных и местных музеев.

7 сентября 1919 года благодаря инициативе и активной деятельности заведующего Козьмодемьянским уездным отделом образования (уотобром), художника Александра Владимировича Григорьева в городе Козьмодемьянске был открыт музей на основе картин Волжско-Камской передвижной выставки. Так началась история «Малой Третьяковки» – Историко-художественного музея им. А.В. Григорьева.18 сентября 1919 года Краснококшайский уотобр поручил приступить к сбору материала для уездного музея Фёдору Егоровичу Егорову, марийскому историку-краеведу, преподавателю Краснококшайских педагогических курсов.

В составе музея намечалось создание отделов: естественно-исторического, этнографического, политехнического, искусства и передвижных наглядных учебных пособий, также планировалось создание лаборатории по музейному делу. Началось приобретение предметов музейного значения (картин, минералов, препаратов), направлялись соответствующие запросы в музеи Казанской и других губерний. Представитель Краснококшайского уотобра Х. Я. Ахтямов в поисках музейных специалистов выехал в Петроград.

В. М. Васильев, С. Г. Чавайн, Л. Я. Мендиаров, Ф. Е. Егоров. 1920-e гг.

Страница первая: Основание музея

4 марта 1920 года по просьбе уездного комитета комсомола коллегия Краснококшайского уотобра (заведующий – Д. И. Романовский) приняла решение об организации Центрального уездного музея.

Заявление П. А. Зелецкого

С этой целью из Петрограда прибыли агроном Пётр Алексеевич Зелецкий и зоолог Ядвига Грациановна Зелецкая. 13 марта 1920 года их концепция организации музейного дела в Краснококшайском уезде была одобрена внешкольным подотделом уотобра.

Концепция предполагала создание сначала Центрального уездного музея естественно-исторического профиля с сельскохозяйственным отделом, а затем сети районных музеев аналогичной направленности.

К этому времени был открыт небольшой музей в Кулле-Киминской волости (летом 1920 года волость перешла в состав новообразованной Татарской АССР). П. А. Зелецкий стал заведующим музейной секцией Краснококшайского уотобра и сельскохозяйственным отделом музея, а его супруга Я. Г. Зелецкая – заведующей Центральным уездным музеем и его естественно-историческим отделом.

Краснококшайский Центральный уездный музей разместился в двух комнатах дома Суворова на ул. Советской (здание, к сожалению, не сохранилось). В течение нескольких дней был проведен ремонт помещения. Зелецкие подготовили для экспонирования схемы и таблицы по анатомии, ботанике, зоологии, агрономии, гербарии, препараты, скелеты, чучела птиц и животных, энтомологический материал, минералы, камни, а также картины, полученные из Государственного музейного фонда. Началось формирование музейной библиотеки.

Финансирование музея осуществлялось централизованно по линии Наркомпроса РСФСР через внешкольный подотдел Краснококшайского уотобра.

Страница вторая: открытие музея

3 апреля 1920 года Краснококшайский Центральный уездный музей открылся. Работал он с 10 до 22 часов, без выходных, вход был свободным. В месяц в среднем принималось около 1 тысячи посетителей, в основном это были дети школьного возраста и молодёжь. Пётр и Ядвига Зелецкие, первые сотрудники музея, проводили публичные лекции, практические занятия, экскурсии, консультации. Наибольший интерес у посетителей вызывало знакомство с микромиром с помощью микроскопа «Reichert».

В июле 1920 года музей переехал в более просторное одноэтажное здание с мезонином на ул. Советской, где до этого размещалась школа. Экспонаты были выставлены в четырёх комнатах, в мезонине разместилась семья музейщиков. В августе 1920 года в музее был создан этнографический отдел, возглавил его местный краевед Ф. Е. Егоров.

Страница третья: Возрождение

Из-за тяжёлой послевоенной разрухи и массового голода в 1922—1924 годах музей, к сожалению, был закрыт. 5 декабря 1924 года произошло второе рождение музея. Для него выделили две аудитории Марийского педагогического техникума. Заведующим был назначен краевед, преподаватель педтехникума Фёдор Егорович Егоров, заместителем — сельский учитель, этнограф Тимофей Евсеевич Евсеев.

В июне — июле 1925 года была совершена первая научная экспедиция в истории музея. В ней участвовали Ф. Е. Егоров, Т. Е. Евсеев и известный марийский учёный В. М. Васильев. Они ездили к марийцам Юринского кантона Марийской автономной области и Яранского уезда Вятской губернии, собрали богатый этнографический материал. Тогда же Ф. Е. Егоров впервые в истории Марийского края провёл археологические раскопки.

Страница четвёртая: Тимофей Евсеев

С 8 декабря 1925 года по 23 января 1931 года Центральным Марийским музеем руководил этнограф Тимофей Евсеевич Евсеев. Он не только выполнял функции заведующего, но и достаточно успешно занимался всеми направлениями деятельности музея – научными исследованиями, комплектованием, учётом, хранением фондов, экспозиционно-выставочной деятельностью, работой с посетителями, связями с общественностью, различными хозяйственными вопросами, текущим делопроизводством. На профессиональном уровне он владел мастерством фотографа.
В результате экспедиций и научных командировок Т. Е. Евсеева музей пополнился богатым этнографическим и историко-культурным материалом. Основная часть этого материала ныне входит в Золотой фонд Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева.

Страница пятая: Новое здание

Одной из главных проблем Центрального Марийского музея было отсутствие своего помещения. С 1924 года он размещался в здании Марийского педтехникума. Лишь в 1927 году музею предоставили отдельное здание − бывший флигель купцов Пчелиных (сейчас там находится церковь Воскресения Христова).

Центральный Марийский музей. 1930 г. Фото Т. Е. Евсеева

Церковь Воскресения Христова

К открытию музея в новом здании 7 ноября 1927 года была подготовлена выставка художественно-этнографических работ, посвящённая 10-летию Октябрьской революции. На выставке были представлены около ста картин местных и приглашённых художников Е. Д. Атлашкиной, П. Т. Горбунцова, К. Ф. Егорова, Г. А. Медведева, П. А. Радимова, В. К. Тимофеева. Все эти картины, отображающие разные стороны жизни и быта народа мари, были переданы музею. Картины этих же авторов приобретались музеем и в последующем. В начале 1930-х годов их уже насчитывалось 283.

Тимофеев В. К. Деревенский пейзаж. 1927 г. х. м.

Атлашкина Е. Д. Пасека. 1926 г. х. м.

Егоров К. Ф. Марийка. 1920-1930-е гг. х. м.

Страница шестая: Лашманов

В 1931 году Т. Е. Евсеев был арестован по фальсифицированному делу и выслан в Нижний Новгород. После этого Марийскому областному музею довольно долго не удавалось наладить нормальную работу. В июне 1932 года музей был переведён в другое здание – бывшую Троицкую церковь. Однако экспонаты все ещё оставались запакованными в ящики в нераспакованном виде.

С 15 апреля 1933 года Марийским областным музеем начал руководить выпускник Московского университета Пётр Ильич Лашманов (Ланов), марийский историк, этнограф, поэт (известен как автор текста песни «Ой, луй модеш», исполненной Йываном Кырла в фильме «Путёвка в жизнь»). П. И. Лашманову удалось вдохнуть новую жизнь в деятельность музея. Здание музея было капитально отремонтировано, на первом этаже размещены экспозиции, посвящённые истории, культуре, природе и экономике Марийской автономной области, а на втором этаже в зале площадью 100 квадратных метров была устроена картинная галерея.

Троицкая церковь. Начало ХХ в.

П. И. Лашманов. II пол. 1920-х гг.

Й. Кырла (в роли Мустафы в фильме «Путёвка в жизнь») исполняет песню «Ой, луй модеш»

Страница седьмая: Трагическая судьба Тимофея Евсеева

В апреле 1934 года Марийский областной музей из бывшей Троицкой церкви был переведён в другое здание − бывший второй дом Пчелина по улице Красноармейской, д. 6. В 1935 году при директоре Петре Тимофеевиче Кочетове (1885–1937), известном ветеране революционного движения в Марийском крае, вернулся из ссылки в свой родной музей Тимофей Евсеев. Он работал в должности заместителя директора. П. Т. Кочетов тяжело болел, поэтому фактически руководителем музея в 1935–1936 годах был Т. Е. Евсеев.

25 сентября 1937 года Тимофея Евсеева арестовали и, предъявив выдуманные обвинения в «шпионаже» в пользу Финляндии, расстреляли 11 ноября 1937 года, в один день с писателями Сергеем Чавайном, Шабдаром Осыпом, Олыком Ипаем, художником Константином Егоровым. Жена и семеро детей Тимофея Евсеева остались без кормильца.

Ул. Красноармейская, д. 6. Сер. ХХ в. Здесь располагался музей в 1934-1941 гг.

Ул. Красноармейская, д. 6 в наши дни

 

П. Т. Кочетов

Т. Е. Евсеев с семьёй. 1920-1930-е гг.

Страница восьмая: В годы войны

Начавшаяся Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала причиной почти полного сворачивания работы Научно-краеведческого музея Марийской АССР с июля 1941 года. Музейные предметы перевезли в село Вятское Ронгинского (ныне − Советского) района. Там они были размещены на втором этаже дома Суслопаровых. В 1943 году музей возобновил свою работу. Директор музея Александра Христиановна Фридрих, научные сотрудники Е. А. Кугуелова и И. А. Серебряный были подселены к сотрудникам МарНИИ в здание по адресу ул. Горького, 9, где разместились в одной комнате площадью 30 кв. метров (в остальных комнатах проживали рабочие промышленных предприятий города).

В период войны сотрудниками музея был собран богатый материал по участникам боевых действий и труженикам тыла, проводилась работа со школьными краеведческими кружками и местными краеведами, были организованы передвижные выставки, началось создание отдела «Великая Отечественная война и участие в ней Марийской АССР».

Александра Христиановна Фридрих

Дом Суслопаровых в селе Вятское в наши дни

Здание МарНИИ по ул. Горького, д.9. Фото 1960-х гг.

Страница девятая: После войны

11 апреля 1946 года Научно-краеведческий музей Марийской АССР разместился в бывшем арестном доме по ул. Советская, 153. В нем музей нашёл окончательное пристанище и располагается здесь до сих пор. Здание было двухэтажным, состояло из 11 комнат общей площадью 386 кв. метров, имело печное отопление. В годы Великой Отечественной войны в нём находилось одно из структурных подразделений эвакуированного из Ленинграда Государственного оптического института, возглавляемого академиком С. И. Вавиловым.

Капитальный ремонт, который осуществляли вместе со строителями сотрудники музея во главе с директором А. Х. Фридрих, завершился летом 1946 года. Приём посетителей возобновился 26 ноября 1946 года. Действовало тогда три отдела: природы, социалистического строительства и Великой Отечественной войны. В январе 1947 года в музее появилась должность заведующего фондами. Первой на эту должность была назначена Мария Артемьевна Коробова.

Здание музея. 1950-е гг.

Во дворе музея. Фондохранилище. 1950-е гг.

М. А. Коробова, заведующая фондами в 1947-1950 гг.

Страница десятая: Искаков

В 1948–1953 годах директором музея был герой Великой Отечественной войны, уроженец деревни Мари-Возжай Удмуртской АССР Исаак Кириллович Искаков. С 1949 года музей стал носить другое официальное название − Марийский республиканский краеведческий музей. Сложилась структура отделов, просуществовавшая в неизменном виде более 30 лет. Действовали теперь три отдела: природы, дореволюционного прошлого и советского периода. Также была открыта художественная галерея. В сентябре 1949 года впервые по радио была проведена онлайн-трансляция «Экскурсия по залам музея». Впервые всё музейное собрание было разделено на две части − основной и научно-вспомогательный фонды. С конца 1949 года в музее началось составление научных паспортов.

В 1952 году музеем было выпущено первое самостоятельное издание – брошюра «Как организовать экскурсионно-туристический поход по родному краю» с приложением списка экскурсионно-туристических объектов Марийской АССР. Брошюра была составлена заместителем директора Б. В. Бабушкиным.

Исаак Кириллович Искаков

Персональная выставка Н. М. Арбана — самая первая выставка в художественной галерее музея. Август 1949 г.

Первое печатное издание музея. 1952 г.

Страница одиннадцатая: Музей и археология

Марийский республиканский краеведческий музей положил начало археологическим исследованиям в Марийском крае. Первые раскопки были проведены заведующим музеем Фёдором Егоровичем Егоровым еще в 1925 году. В 1951–1952 годах впервые поле длительного перерыва заведующая отделом дореволюционного периода П. К. Вершинина и научный сотрудник МарНИИ Р. В. Чубарова произвели археологические исследования в Горномарийском и Юринском районах Марийской АССР. Марийский республиканский краеведческий музей вместе с МарНИИ и Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР стоял у истоков постоянно действующей Марийской археологической экспедиции, созданной в 1956 году. К 1960 году, по признанию специалистов, в Марийском республиканском краеведческом музее сформировалась одна из лучших археологических коллекций Поволжья.

Полевые работы Марийской археологической экспедиции. 1950-е гг.

Раскопки Нартасского курганного комплекса абашевской культуры. 1956 г.