gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Автор:  Fnat 19 Июля 2012 Опубликовано в Виртуальные выставки

На что спрос, на то и цена...

Прочитано: 3584 раз
Оценить
(3 голоса)

22 июля – День работников торговли. Праздник берет свое начало в 1966 году. Это профессиональный праздник работников, занятых в торговле, в том числе розничной, тружеников сферы услуг, а также трудящихся, чьи специальности непосредственно связаны с ЖКХ. С 1988 года день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства отмечается 22 июля. К этой дате приурочена выставка «На что спрос, на то и цена». На выставке представлены фотоматериалы из документального фонда Национального музея: фотографии, которые отображают типичные черты городской и сельской торговли советской эпохи, карточки на продукты питания и промышленные товары военного и послевоенного времени, талоны на продукты 1991-1993 гг., образцы денег 1961, 1991 и 1993 годов. Преобладающее число представленных фотодокументов относится к послевоенному времени. На выставке экспонируются предметы, являющиеся атрибутами торговли: деревянные счеты, подвесные металлические весы на цепях, гири, безмены, весы с двумя чашами.




Из архивных документов известно, что в самом начале своего существования, в 1917-1921 годах, в Советском Союзе начали активно поддерживать и развивать сферу быта. Одна из задач послереволюционной России – налаживание торговли. 1920-е годы стали временем начала развития внутреннего рынка в МАО. Работники государственной и кооперативной торговли старались использовать в товарообороте местные ресурсы. Это происходило в основном за счет заготовок сельскохозяйственной продукции коопераций. 7 апреля 1921 г. был обнародован декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О потребкооперации». Этим декретом кооперации предоставлялось широкое право заготовок и закупок всех товаров, кустарных изделий, а также сельхозпродуктов от крестьян. Функция распределения товаров перешла к кооперации. На основании этого декрета на Марисоюз возлагалось руководство работой по вовлечению всего населения в существующие потребительские кооперации. В 1924 был создан Марторг – крупное государственное торговое предприятие автономной области. Таким образом, была создана сеть предприятий государственной и кооперативной торговли. Именно в это время торговля была обеспечена помещениями, складами, машинами для транспортировки. Все это дало свои результаты. Оборот розничной торговли вырос (13 млн. руб. в 1924-1925 гг.). В это время трудящиеся объединены в потребительскую кооперацию. Работало 119 потребительских коопераций. Розничная государственная торговля составляла 4 %, кооперативная – 66,2%, частная – 29,8%. То есть государственная и кооперативная торговля стали играть решающую роль в торговом обороте МАО, составив 70,2%.

1935-1940 гг.

В 1935 г. отменили карточную системы на продукты, с 1 января 1936 г. на промышленные товары. В системе государственной торговли на товары были установлены единые твердые цены.


Расширилась сеть магазинов, лавок. Введены в действие универсальный магазин в Йошкар-Оле, универмаги в Звенигове, Морках, Оршанке, Сернуре и других райцентрах. Систематически снижались цены на товары массового потребления. Оборот государственной и кооперативной торговли в 1937 г. вырос до 202 мл руб. Растет материальное благосостояния населения. К 1940 г. улучшилось снабжение населения товарами первой необходимости. К концу 1940 г. количество предприятий розничной торговли возросло и составляло 1107, общественного питания до 180. Возросли покупки предметов ширпотреба, потребление высококачественных продуктов питания так же увеличилось.

В условиях военного времени (1941-1945 гг.) происходят изменения. Сокращено производство предметов народного потребления. В стране введено нормированное снабжение, позволявшее поддерживать необходимый жизненный уровень. Карточная система в Марийской АССР начала действовать с 1 сентября 1941 г. Распространялось регламентное снабжение. На продукты нормированного снабжения сохранялись прежние цены. На выставке представлены образцы декадной рейсовой карточки 1944 г, литерная карточка на сухой паек 1944 г.





1945-60 -70 е гг.

Послевоенный период – это время восстановления экономики после войны. До 1947 года сохранялась карточная система распределения продуктов питания и промышленных товаров (Лимитная промтоварная книжка 1947 г. на сумму 4000, выдавалась директорам ВУЗов, лимитная книжка 1947 г. на продовольственные на 450 руб., карточки на мясо – рыбопродукты и жиры, ноябрь 1947 г., прикрепительный талон на хлеб 1947 г.). В 50-е г. увеличилась продажа населению промышленных и продовольственных товаров. Часть продукции реализуется через колхозные рынки. Государство снизило цены на большинство товаров широкого потребления. Товарооборот государственной и кооперативной торговли, включая общественное питание, в 1960 годы вырос более чем в три раза по сравнению с 1950 г. (172 млн. руб.). В 1960 г насчитывалось 1722 торговых предприятия, в том числе 175 универмагов и специализированных магазинов. Так, например, в это время, в Йошкар-Оле работал магазин спортивных товаров. Коллектив магазина спорттоваров неоднократно выходил победителем во Всероссийском соц. Соревновании. В это время в системе торговли и общественного питания было задействовано более 4 тыс. работников.

1970-1985 гг.

Увеличен товарооборот до 730 млн. руб. Возросло число предприятий розничной торговли. Улучшился состав кадров торговли и общественного питания. Совершенствовались формы торговли. Шире стала внедрятся специализация магазинов.В это время проявились магазины самообслуживания.


Например, магазины фасованных товаров без продавцов. В 1985 г. продажа товаров методом самообслуживания составила в государственной торговле 66%, потребительской кооперации – 82%. Стала развиваться уличная торговля. Для обслуживания сельских жителей расширялась выездная торговля. При животноводческих комплексах были открыты столовые, сюда периодически стали приезжать автолавки. Для сельских жителей появилась выездная торговля – автолавки.

1985 – 1991 гг.

Продажа товаров народного потребления увеличилась на 7,4 %. Однако, не всегда хватало товаров повседневного спроса, качество обслуживания зачастую оставляло желать лучшего. Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы. Так как исходили из достаточно условных расчетных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация «пустых полок и полных холодильников и забитых квартир». Любой более-менее качественный товар, попадавший на полки магазинов, продавался в считанные часы. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через «фарцовщиков». Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы. В итоге это привело, при сохранении государственных цен, административно установленных практически на все товары намного ниже равновесного уровня, к ещё большему усилению дефицита.

Сейчас Потребительская кооперация Республики Марий Эл (марпотребсоюз или союз потребительских обществ РМЭ) объединяет 67 юридических лиц: это 19 потребительских обществ, 43 организации потребительских обществ. Она ведет свою деятельность в 1351 сельском населенном пункте, обслуживает 249,2 тыс. человек. Средняя численность работающих в системе 3809 человек. На 01.10.2011 в системе Центросоюза РФ Марийский респотребсоюз занимает по совокупному объему деятельности 28 место, по обороту розничной торговли находится на 25 месте, по объему общественного питания – на 12, по объему производства на 14 месте, в том числе по производству колбасных изделий на 22 месте, кондитерских изделий на 17, консервов на 13, безалкогольных на 6, полуфабрикатов на 19.

Login to post comments

Мероприятия, посвященные

Виртуальная выставка

Ваше мнение

Какая из коллекций музея привлекает и интересует больше всего?

 

 

 

 

  Итоги

« Июля 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Гостевая книга

Наши друзья



Музеи России

Афиша Выставок

Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ

Интернет-портал Республки Марий Эл

Виртуальный гид Entercity

 

 

Онлайн

Сейчас 181 гостей онлайн
joomla