gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Автор:  Fnat 13 Августа 2012 Опубликовано в Виртуальные выставки

Культурная революция в коллекциях НМ РМЭ. 1920-30-е годы.

Прочитано: 5556 раз
Оценить
(1 голос)

Культурная революция предполагает коренной переворот в духовном развитии страны. Культурные преобразования в области культуры в 1920-30-е годы являлись составной частью социалистических преобразований. Предусматривалось создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой социалистической интеллигенции, формирование и утверждение марксистско-ленинской идеологии, создание социалистической культуры, переустройство быта.

Обратимся к одной из важнейших составляющих понятия «культурная революция» - вопросам образования в Марийской автономной области в 1920-30-е.

Сущим бедствием была неграмотность населения, и на ее ликвидацию марийское правительство бросило все возможные в той обстановке силы и средства. Работа по ликвидации неграмотности развернулась с первых дней Советской власти. Она шла по нескольким направлениям и включала в себя повышение образовательного уровня в уже существующих заведениях разного типа, в создании учебных заведений нового типа, через систему культурно-просветительных заведений (избы-читальни, красные уголки, клубы, библиотеки, театры, музеи), через периодическую печать, книгоиздание, художественную литературу, радио, кино и т.д.

Одновременно шло создание новых учебных заведений. Смешаная учительская семинария преобразуется в трехгодичные педагогические курсы и в 1921 году становится педтехникумом. Согласно «Положению о единой трудовой школе РСФСР» все школы становятся трудовыми школами с 2-мя ступенями. В 1918-19 годах мужские и женские гимназии, а также высшее начальное училище преобразуются в школы 11 ступени с 4-годичным сроком обучения. Одноклассные начальные училища были преобразованы в школы 1 ступени. В 1921 году низшая ремесленная школа в Краснококшайске становится профессионально-технической школой, а в 1929 году на ее базе открывается индустриальный техникум (существовал до 1936 года).

На съезде учителей и работников просвещения Краснококшайского уезда в январе 1920 года было принято постановление об открытии в каждой деревне школы грамотности для взрослых. В связи с вышесказанным интерес представляют образцы учебников и учебных пособий (к примеру, «Уроки правописания» для школ 1 ступени составители Каминский и Мусин), изданные в Казани в 1020 году; «Книга для чтения и обучения письму для взрослых» на горномарийском языке (1925 год). Фотоматериалы позволяют представить обстановку деревенской школы для взрослых, внешний облик учащихся, интересные детали того, далекого уже, времени.

В 1919 году в разгар гражданской войны В.И. Лениным был подписан декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все жители Советской России от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязательно должны были обучиться грамоте. После принятия этого документа было решено передать внешкольным подотделам все писчебумажные и учебные пособия, запасенные в советских и других учреждениях. Население также проявляло инициативу. В 1918 году жители с. Ершово Ардинской волости Козьмодемьянского уезда организовали культурно-просветительный кружок, на цели которого собрали по 3 рубля с каждого душевого надела.

С целью приобщения неграмотных людей к жизни страны устраивались громкие чтения, радиослушания. Такие мероприятия были весьма кстати и потому, что советские издания выходили в то время небольшими тиражами.

В 1923 году было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН) во главе с М.И. Калининым. Оно действовало под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». Марийская организация общества «Долой неграмотность» с 1929 по 1936 год чтению и письму обучила более 130 тысяч неграмотных и несколько тысяч малограмотных.

Хорошо учиться было почетно. Получать хорошие отметки, наряду с общественной работой и примерным поведением, было необходимо, чтобы получить почетное звание октябренка, пионера, комсомольца, члена ВКП(б). Ударникам учебы тех лет в фондах музея отведено почетное место.

Большое значение в обучении придавалось воспитательному моменту, который, в свою очередь, тесно увязывался с линией партии. Просвещение масс было не просто культурным, а культурно-политическим, идеологизированным. Весьма интересна в этом плане фотография «Беседа заведующего Козьмодемьянской образцовой начальной школой с техслужащими о роли техслужащих в воспитательной работе». Естественным дополнением к образовательному процессу была политучеба.

Велико в те годы было значение книги и чтения. Много литературы по разнообразной тематике издавалось на марийском языке. В фондах музея имеется значительное количество книг, брошюр, периодических изданий на луговомарийском и горномарийском языках.

С введением принципа политехнизма в учебный процесс обучение стало тесно увязываться с жизнью, с общественными потребностями. В связи с данной установкой музейные экспозиции также были адаптированы к нуждам образовательных учреждений и проведение уроков в музее стало обычным делом.

Огромное значение для молодой автономии имело создание высших учебных заведений. В 1931 году открывается первый вуз в области – педагогический институт. В 1932 году из соседней Татарской АССР в Йошкар-Олу переводится лесотехнический институт. Пединститут за 6 лет выпустил около 250 учителей, а ЛТИ за 5 лет 400 инженеров. На конец 1932 года МАО имела комвуз, педагогический и лесотехнический институты, несколько педагогических, сельскохозяйственный, промышленный, лесотехнический, медицинский, кооперативный, лесохимический, техникумы и техникум искусств, рабфак (педагогический, лесной, медицинский), ФЗУ (лесной отрасли, легкой промышленности), профшколы (древсоюза, профсоюза, химсоюза).

В документальном фонде Национального музея хранится диплом № 1, который был вручен Лидии Павловне Антоновой, окончившей в 1935 году пединститут в составе первого выпуска.

В СССР ликвидация неграмотности в основном завершилась к 1940 году, и Советское государство по грамотности населения вышло на первое место в мире. К 1939 году СССР имел значительно больше вузов и студентов в них, чем все страны Европы, вместе взятые. В Марийской АССР уровень грамотности в 1939 году составил 87,5%, в то время как в 1926 году – 36,1%.

Заявленная тема весьма обширна, и наш краткий экскурс в те далекие годы – лишь напоминание о том, какие серьезные перемены, вызвавшие к жизни термин «культурная революция», происходили в нашей стране и Марийском крае в 1920– 1930–е годы. Уникальные фотодокументальные материалы, а также личные вещи и труды деятелей науки, образования, культуры, хранящиеся в запасниках Национального музея, - реальные свидетельства выдающегося явления в истории нашей страны. Надеемся, что эти раритеты получат новую жизнь в виде сюжетов будущих экспозиций и выставок.

Login to post comments

Мероприятия, посвященные

Виртуальная выставка

Ваше мнение

Какая из коллекций музея привлекает и интересует больше всего?

 

 

 

 

  Итоги

« Мая 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Гостевая книга

Наши друзья



Музеи России

Афиша Выставок

Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ

Интернет-портал Республки Марий Эл

Виртуальный гид Entercity

 

 

Онлайн

Сейчас 235 гостей онлайн
joomla