gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Автор:  Fnat 19 Июня 2013 Опубликовано в Виртуальные выставки

Работы Павла Александровича Радимова в музеях Поволжья (к прошедшему 125-летнему юбилею)

Прочитано: 5831 раз
Оценить
(0 голоса)

Живописец и поэт Павел Александрович Радимов родился 11 сентября 1887 года в с. Ходяйново бывшей Рязанской губернии. Учился в частной изостудии Большакова (Москва, 1905). В 1911 г. окончил Казанский университет и стал преподавателем истории искусств и литературы в Казанской художественной школе (1911—1917). П.А. Радимову довелось сыграть значительную роль в истории русского искусства советского периода. Он был последним председателем Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) и первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР), а также последним председателем Всероссийского союза поэтов (ВСП). Член Союза художников СССР с 1933 г. Радимовым-художником были созданы циклы пейзажных и жанровых работ, посвященные средней полосе России и Средней Азии.

П.А. Радимов внес большой вклад в становление профессиональной живописи в Поволжье, в том числе Марийском крае. Он был соратником нашего земляка, художника А.В. Григорьева по ТПХВ и АХРР. В мае 1918г. П.А.Радимов вместе с другим казанским художником Г.А. Медведевым привез в Козьмодемьянск Волжско-Камскую передвижную выставку. В это время Казань оказалась линией фронта начавшейся гражданской войны. Возвращаться в Казань стало опасно, и художник остался более чем на год в горномарийском селе Еласы. Там П.А. Радимов организовал воскресные рисовальные классы. В 1919 году по инициативе А.В. Григорьева в г.Козьмодемьянске был создан краеведческий музей с художественным отделом, и картины Волжско-Камской выставки стали основой коллекции отдела. В 1920 году соратники по кисти и художественным убеждениям организовали в Козьмодемьянске первую в истории Марийского края выставку картин, этюдов, рисунков.

Сегодня Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева имеет коллекцию произведений Павла Радимова, насчитывающую 24 работы, среди них как живопись, так и графика. Все они относятся к раннему периоду его творчества, т.е. к 1910-1920-м годам. Самые ранние работы коллекции выдают влияние творческой манеры Н. Фешина, стилистически принадлежат эпохе модерна. Помимо пейзажа и бытового жанра в коллекции этого музея представлена карикатура, особенно интересен дружеский шарж на Александра Григорьева, отражающий идейную борьбу на «художественном фронте» того времени между реалистами (АХРР) и авангардистами (ЛЕФ).


Работы П.А. Радимова, хранящиеся в Козьмодемьянском
художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева.

«Зимний пейзаж». 1912 г. 54x62 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. Поступила из Казани в 1922 г. (куплена)
«Семья художника Медведева» («Дом»). 1913 г. 45х53 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. (куплена)

«В марийской деревне». Вечерняя идиллия из быта черемисов. 88х62 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. Поступила из Казани в 1922 г.
«Балкон».(Утро на террасе). 1915 г. 138х113 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.

«Марийский дворик». 1918 г. 21х26 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.
«Прачки». 1915 г. 57х52 х.м.
Поступила из Казани в 1923 г. Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.

«Елка». 78х54 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. Поступила из Казани в 1922 г. (куплена Григорьевым у автора)
«Прислуга». 1913 г. 73х62 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог «Катя».

«Девушка у калитки». 1913 г. 62х62 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. Куплена Григорьевым у автора 5 июля 1920 г.
«Мордовка». 1914 г. 50х38 к.х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.

«Башкирская улица». 1913 г. 38х71 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. Поступила из Казани в 1920 г. (куплена)
«Лунная ночь». 1912 г. 38х71 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.

«Летний дворик». 1918 г. 53х66,5
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.
«Погост». 1912 г. 40х42,5 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. Поступила из Казани в 1922 г.

«Девушка марийка». 1918 г. 58х40 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.
«Портрет сидящей марийки». 49х30 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.

«Деревня». Этюд 45х58 х.м.
Дар Григорьевой 1980 г.
«Осень». 1918 г. 22,5х27 к.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог. Поступила в 1919 г.

«Дворик». 1918 г. 22х27,5 х.к.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.
«Марийский дворик». 1918 г. 49х70 х.м.
Первая Козьмодемьянская выставка в 1920 г., каталог.

«Дружеский шарж». 38,5х20 б.м.
«Футуристический рисунок». 12,5х18 б.м.

«Журнальный рисунок». 12х12 б.т.б.
Поступила из Казани в 1920 г. Куплена Григорьевым у автора 1 августа 1920 г.
«Журнальный рисунок». 12х12 б.г.
Поступила из Казанив 1920 г. Куплена у автора Григорьевым 1 августа 1920 г.



Судьба вновь свела художника с Марийским краем после учреждения в Краснококшайске Областного краеведческого музея (1920 г.). Марийский этнограф и краевед Т.Е. Евсеев, приступивший к обязанностям директора музея в 1924 году, ввел в практику такую уникальную для своего времени форму работы как ежегодная «контрактация» музеем художников для написания картин на этнографические темы и темы социалистического строительства в Марийском крае. Сотрудничество с П.А. Радимовым продолжалось до 1930-х годов. Художник явился участником выставки АХРР, посвященной 10-летию Октябрьской революции, (Краснококшайск, 1927), выставки, посвященной 15-летию Марийской автономной области, (Йошкар-Ола, 1936). Так в музее сформировалась своя уникальная коллекция работ П.А. Радимова. Сегодня в фонде живописи НМ РМЭ им. Евсеева хранится 18 живописных работ художника, пять из которых относится к Козьмодемьянскому периоду, остальные написаны в 1920-е годы по заказу краеведческого музея. Их стилистическое своеобразие можно определить термином «этнографический реализм», вытекающий из АХХРовского документализма и требований объективной достоверности, выдвигаемых заказчиком. Тем не менее, поэтическое начало пронизывает пейзажи, образная психологическая характеристика отличает портреты, позволяя почувствовать характер народа мари.

Работы П.А. Радимова, хранящиеся в Национальном музее
Республики Марий Эл им. Т.Е. Евсеева.

«Марийская девушка». 1925 г. холст, масло, 34х26 см.
На портрете изображена сидящая девушка с сомкнутыми руками на коленях, взгляд направлен в сторону, мимо зрителя, как бы «в себя». Фигура показана вполоборота, запечатлен характер. Девушка одета в костюм луговых мари Краснококшайского кантона МАО (д. Чигашево). На ней домотканая холщовая рубаха туникообразного покроя, вышитая красными и синими нитками на груди, узкой полосой по подолу и краям рукавов. Подол также отделан зеленой тесьмой и белым кружевом. Рубаха подпоясана с небольшим напуском желтым шерстяным поясом. Концы пояса «ÿштö» с кистями свисают с левой стороны. На голове у девушки белый платок, подвязанный под подбородком. На ногах черные суконные онучи и лапти. Оборы лаптей завязаны до колена, способ завязывания характерный для данной этнографической группы мари. В 1920-е годы традиционный костюм подвергся трансформации: изменился покрой (появились манжеты, оборки), упростилась вышивка, появилась отделка фабричными лентами, тесьмой.
«Марийская женщина». 1920-е гг., холст, масло, 53х35 см.
На портрете изображена молодая женщина, сидящая на стуле вполоборота (3/4), взгляд направлен на зрителя, сомкнутые руки сложены на коленях. Она одета в национальный костюм луговых мари Краснококшайского кантона МАО (в прошлом Царевококшайский уезд Казанской губернии). На женщине белая вышитая рубаха из домотканого холста. Нагрудная вышивка, подол рубахи и желтые монеты видны из-под кафтана. Кафтан «шовыр» из белого домотканого холста прямоспинный, туникообразный, надет поверх рубахи и подпоясан с небольшим напуском. Концы пояса, с богатой отделкой бисером, бусами, помпонами, свисают с левой стороны до пола. Края рукавов кафтана богато расшиты красными нитками. Борта и подол кафтана отделаны темным шнуром. Поверх кафтана на груди комплект шейно-нагрудных украшений из монет, раковин каури, пуговиц, бисера «ший аршаш». На голове модели женский головной убор «сорока», который к 20-м годам XX века перетерпел значительные изменения, утратив широкое очелье и боковые завязки – «крылья», превратился в шапочку «волосник» и небольшое очелье над головой, на смену ковровой вышивке пришла отделка тесьмой и незначительная вышивка растительным орнаментом. В ушах женщины небольшие висячие серьги. Ноги ее обуты в лапти, обернуты темными онучами. На среднем пальце левой руки кольцо.

«Мариец». 1918 г., картон, масло, 33,5х19 см.
Картина написана в жанре портрета, относится к горномарийскому периоду творчества. На портрете изображен пожилой мужчина. Он сидит в спокойной позе, запрокинув ногу на ногу. Руки сложены на колене одна поверх другой, в левой руке персонаж держит курительную трубку. Взгляд направлен как будто бы вниз, углублен в себя. Мужчина темноволосый, с небольшой бородкой и усами, одет в домотканый белый льняной кафтан, «шовыр», запахнутый на левую сторону. На мужчине белые холщовые штаны, заправленные в белые холщевые портянки, на ногах лыковые лапти с оборами. Оборы завязаны до колена, этот способ подвязывания характерен для горных мари. Данный костюмный комплекс является традиционным для горных мари Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Черты лица мужчины (выступающие скулы, узкий разрез глаз, пропорции лица, темная пигментация волос) позволяют отнести его к уральской расе, переходный между европеоидной и монголоидной расами (по К.Ю. Марк).
«Девушка-марийка». 1925 г., холст, масло, 35х26 см.
На портрете изображена молодая девушка, сидящая на стуле в легком ракурсе, с сомкнутыми руками на коленях. Ее любопытный взгляд направлен на зрителя. Девушка одета в костюм луговых мари Краснококшайского кантона МАО (в прошлом Царевококшайский уезд Казанской губернии): белую домотканую холщовую рубаху, подпоясанную с небольшим напуском, концы пояса с кистями спускаются с левой стороны. Рубаха вышита мелким растительным орнаментом у грудного разреза, по плечам, краям рукавов и подолу, вышивка полихромная. Вышивку на плечах дополняет отделка розовой и желтой тесьмой, к краям рукавов и подолу пришиты оборки из голубой фабричной хлопчатобумажной ткани. На голове у девушки сине-оранжевая фабричная шелковая шаль с кистями, повязанная узлом сзади. На ногах черные онучи и лыковые лапти с оборами. В 20-е годы XX века традиционный костюм подвергся трансформации: изменился покрой, упростилась вышивка, в отделке появились фабричные ткани, появились покупные фабричные платки.

«Портрет горномарийки». 1918 г. картон, масло, 25х21 см.
На портрете изображена девочка-горномарийка в национальной одежде, сидящая на деревянной лавке. Портрет почти профильный, только голова развернута на зрителя, взгляд направлен вдаль. Сомкнутые руки сложены на коленях. На девочке домотканая белая холщевая рубаха «тыгыр», подпоясанная с большим напуском. Рубаха вышита по линии плеча «вочыгач» черными нитками. Наплечные нашивки отсутствуют, они появляются в рубахах девушек, достигших брачного возраста. Домотканый пояс свисает с правой стороны (манера ношения, характерная для крещеных горных мари). Поверх рубахи повязан передник синего цвета без грудки «анзылвач» из синей фабричной ткани. Из-под рубахи видны белые холщевые штаны «ялаш» - обязательная принадлежность женского костюма. На шее у девочки – шейное украшение «шÿыер» «шершÿäш» из раковин каури, бус, бисера, характерное для девочек ее возрастной группы (12-13 лет). Темные волосы расчесаны на прямой пробор и собраны сзади. Лицо модели проработано, отличается выраженной психологической характеристикой.
«Портрет марийца». 1918 г., картон, масло, 25х15 см.
На портрете изображен сидящий у изгороди на поленнице молодой парень, одетый в национальный костюм горных мари Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Он сидит, широко расставив ноги, руки на коленях. В левой руке сочными красками изображен платок или домотканый пояс, очевидно, подаренный невестой. На юноше длинный суконный кафтан с запахом на левую сторону, окрашенный в темно-коричневый цвет. Тип кафтана – отрезной в верхней части и со сборами сзади, на холщевой подкладке, с небольшим стоячим воротником. На голове – войлочная черная круглая шляпа кустарной работы. Под кафтаном – черные штаны. На ногах черные сапоги.

«Старый марийский двор» 1925 г. холст, масло, 35х52 см.
На холсте представлен открытый двор с жилыми и хозяйственными постройками «оралте». Это передняя часть крестьянской усадьбы (луговые мари, Краснококшайский кантон МАО). Основная постройка, жилая изба («пöрт», «сурт»), представляет собой срубную бревенчатую постройку с двускатной тесовой крышей. Одно окно избы, с рамой и одностворчатым ставнем, выходит во двор. Под окном низкая дверь в подполье. Жилище трехраздельное: изба+сени+клеть. К сеням примыкает крытое крыльцо на столбах с низкой площадкой. Клеть на подклети, в нее ведет низкая одностворчатая дверь. К жилой избе примыкает деревянная хозяйственная постройка с навесом на столбах. По линии улицы тянется забор из вертикальных досок, соединенных поперечными брусьями, двустворчатые ворота русского типа («рушла капка») на столбах-вереях с двускатным покрытием. Большой открытый двор покрыт дерном. Все постройки довольно ветхие.
«Крестьянский двор» 1927 г. холст, масло, 51х69 см.
На холсте изображен открытый крестьянский двор луговых мари Краснококшайского кантона МАО в солнечный летний день. Двор большой, покрыт дерном. По линии улицы – бревенчатая изгородь с деревянными створчатыми воротами, с калиткой на трех столбах-вереях. Верхняя часть верей связана бревном. Полотнища ворот сбиты из тесин. Слева на картине ряд деревянных срубных построек: трехраздельная жилая постройка «изба+сени+клеть» под двускатной крышей. Одностворчатая дверь сеней открыта, перед дверью ступенька. Клеть на столбах. Рядом с жилой постройкой – двухэтажный амбар-клеть «ÿмбалаклат» для хранения зерна, одежды и летняя спальня. Видна лишь часть амбара: столб, крытая верхняя галерея. Справа на картине на линии улицы еще один жилой дом с двумя окнами, выходящими во двор, с крытым двускатной крышей крыльцом. Во дворе дети смотрят за цыплятами. Усадьбы с несколькими жилыми постройками были у больших (сложных) марийских семей.

«Улица марийской деревни» 1927 г. холст, масло, 35,5х53,5 см.
На холсте представлена уходящая в перспективе вдаль деревенская улица в часы заката. Колорит картины изыскан, решен в сиренево-голубых тонах, на первом плане яркие оранжевые блики. Манера письма импрессионистическая. На картине изображена улица деревни луговых мари Краснококшайского кантона МАО. Деревянные срубные дома с двускатными тесовыми крышами стоят по обе стороны улицы. Фасады домов с окнами выходят на улицу. В каждой усадьбе видны зеленые насаждения, что являлось традиционным для поселений луговых мари. В левом нижнем углу картины изгородь из горизонтальных жердин, далее плетень, который служит границей усадьбы. Со стороны улицы к плетню примыкает забор-забрало из горизонтально уложенных тесин, концы которых забраны в вертикальные стояки, затем забор из вертикальных досок. На открытый двор усадьбы ведут створчатые ворота с двускатным покрытием «рушла капка». Жилая срубная деревянная постройка с двускатной крышей выходит окнами на улицу. Жилая постройка, вероятно, трехраздельная: изба+сени+клеть. Через двор, напротив избы, - деревянная срубная постройка с двускатной крышей хозяйственного назначения. Перед избой лежат бревна, на них показаны две фигуры.
«Семья», 1925 г., холст, масло, 35х52 см.
В интерьере деревянной срубной жилой избы «пöрт» с дощатым полом и потолком изображена крестьянская семья (луговые мари Краснококшайского кантона МАО) за повседневными домашними занятиями. В левой части полотна у выходящего во двор окна изображена пожилая женщина за вышивкой. Она сидит на широкой деревянной пристенной лавке, одета в черный кафтан. На голове у женщины белый платок, завязанный под подбородком, на ногах онучи и лыковые лапти с оборами. Холст, на котором она вышивает, прикреплен к столбику-швейке «тÿрменге», вышивает она иглой, без канвы, по счету нитей холста. В центре композиции изображена молодая женщина, она качает лубяную люльку «шыпка» на прикрепленной к матице жерди «очепу». Женщина одета в белую домотканую холщовую туникообразного покроя рубаху, вышитую на груди, по подолу и рукавам. Рубаха подпоясана с небольшим напуском тканым поясом, концы которого свисают с левой стороны. На голове белый платок, подпоясанный под подбородок. На ногах белые онучи и лыковые лапти, оборы которых завязаны под коленями. За фигурой женщины, у входной двери, деревянная кровать. Справа на картине в глубине избы у печи на деревянном стуле сидит мужчина в национальной белой вышитой рубахе, черных штанах и лаптях. Рядом с ним маленький мальчик в белой рубашке. Профиль отца и силуэт ребенка четко выделяются на фоне темного дверного проема. Работа фиксирует организацию гендерного пространства традиционного жилища мари.

«Вид деревни летом». 1927, холст, масло, 53х40 см.
На картине изображен открытый марийский двор (тот же, что и на картине «Крестьянский двор», но с другой точки обзора). Во дворе женщина наблюдает за цыплятами. На ней туникообразного покроя белая холщовая рубаха, подпоясанная с небольшим напуском. На голове белый платок, повязанный под подбородком, на ногах белые онучи и лыковые лапти с оборами. Справа расположена жилая трехраздельная деревянная срубная постройка: изба+сени+клеть с двускатной тесовой крышей. На картине видна лишь часть избы с окном, выходящим во двор. Под окном у земли открыта низкая одностворчатая дверь сеней, перед дверью ступеньки. Крыльцо отсутствует. Клеть крыта в одну связь с избой и сенями. Клеть без подклети на столбах. За жилой постройкой двухэтажная клеть-амбар «ÿмбалаклат» с наружным ходом в оба этажа и галереей на уровне второго этажа. Нижний этаж служил хлебным хранилищем, верхний – летней спальней и хранилищем одежды. К амбару примыкает хозяйственная деревянная срубная постройка. Слева на картине видна изгородь из жердей с калиткой и со сложенными около нее бревнами.
«Улица марийской старой деревни». 1920-е гг., холст, масло, 90х60 см.
На холсте изображена деревенская улица в летний солнечный день. По обеим сторонам дороги, уходящей в перспективе вдаль, стоят деревянные срубные посторойки. За крышами домов видны кроны деревьев, они бросают глубокие тени на дорогу. На переднем плане картины, слева, изображена изгородь «чытан» (тычинник, частокол) из вертикальной заставки заостренных ветвей орешника или ели. Тын примыкает к избе, окна которой выходят на улицу. Под окнами женщины в костюмах луговых мари Краснококшайского кантона МАО (белой подпоясанной с напуском рубахе, белом платке, онучах и лаптях) с детьми. За избой тянется изгородь-тын с воротами «марла капка» из двух столбов, связанными бревнами и створкой. Ворота открыты: во двор женщина загоняет овец. По правой стороне улицы видна повозка. На дальнем плане изображен колодец-журавль, улица заканчивается деревенской изгородью из жердей. Наличие разного типа изгородей, огораживающих усадьбу, двор, деревню является традиционным для марийских поселений.

«Старое типичное крыльцо» (этюд), 1918 г., картон, масло, 16,5х22,5 см.
На этюде запечатлен крестьянский двор, показана жилая деревянная срубная двухэтажная постройка: изба+сени с двускатной дощатой крышей. Одно окно избы выходит во двор. Переплет рамы окна разделен на 6 частей. Под окном у земли дверь в подполье. К сеням примыкает деревянное крыльцо с лестницей и перилами, с отдельным покрытием в виде односкатной крыши. Площадка крыльца на столбах. Крыльцо и лестница обшиты досками. На площадке, опершись на перила, стоит женщина в светлой одежде. Первый план занимает изображение двора, покрытого дерном, справа виден угол деревянной срубной постройки с дощатой крышей.
«Марийский двор» (Этюд) 1918 г. картон, масло, 18х28 см.
Этюд относится к горномарийскому периоду творчества художника, написан в жанре пейзажа. Композиция четко делится на горизонтальные планы. На первом плане коричневая полоса дороги, дальше земля, поросшая травой, затем деревянный дом с огороженным двором. В открытом проеме дощатого наглухо сколоченного забора виден двор. На линии улицы стоит деревянная срубная изба с двускатной дощатой крышей, двумя окнами, обращенными на улицу. Одно окно выходит во двор. К избе примыкают сени с крыльцом на столбах и односкатным покрытием. Далее на одной линии деревянные хозяйственные постройки под двускатными крышами, сильно обветшавшие. Через двор, напротив избы, расположена постройка (виден лишь один скат крыши). Вглубь двора ведет дорожка. Крестьянское хозяйство не является зажиточным. Об этом свидетельствуют ветхость построек, отсутствие створчатых ворот с покрытием и незначительное количество хозяйственных построек. У ограды стоит девочка в белой домотканой рубахе и белом платке. На самом дальнем плане, за крышами дома, виднеются кроны деревьев на фоне серого, с облаками, неба.

««В крестьянской избе». 1926 г., холст, масло, 51х81 см.
На холсте в интерьере крестьянской избы изображена семья за домашними занятиями. Северо-среднерусская планировка жилища – традиционная для луговых мари. На первом плане показана печь с утварью. Печь с опечьем и печным столбом обращена устьем к передней стене, по диагонали от печи – красный угол с божницей. По передней и боковой стене широкие деревянные пристенные лавки. Под божницей в углу деревянный кустарной работы стол с четырьмя ножками. Окно с косяком выходит во двор. У окна на лавке сидит женщина в костюме луговых мари Краснококшайского кантона МАО (белой холщевой рубахе, белом платке, онучах и лаптях) и накручивает нить из клубка на веретено. Посреди избы подвешена лубяная люлька «шепка» продолговатой формы, привязанная пеньковой веревкой к жерди «лÿшкевара», укрепленной к потолочной балке. В люльке сидит ребенок, на голове ребенка красный платок. У печи сидит мужчина в белой холщевой рубахе, домотканых штанах, онучах и лаптях. Он занимается плетением лаптей. В правой руке у него кочедык, у ног лежат лыковые «строки» - полосы лыка для плетения лаптей. В сферу женских повседневных занятий входила подготовка пряжи, прядение нитей, изготовление холстов и одежды. Мужчины в свободное от сельскохозяйственных работ время занимались плетением лаптей, изготовлением кустарной мебели, деревянной утвари.
«Бабушка и внучек». 1926. х.м., 51х80,5 см.
Картина написана в бытовом жанре с элементами интерьера. В пространстве крестьянской избы изображена пожилая женщина в белой холщевой рубахе, белом платке и лаптях, присматривающая за внуком, который сидит на полу и наблюдает за кошкой. На переднем плане слева висит лубяная зыбка «шыпка» на двух дугах, связанных пеньковой веревкой. Веревка прикреплена к потолочной балке. Над зыбкой свернут холщевый полог. В нижнем правом углу видна часть деревянного прямоугольного стола кустарной работы. На столе лежит белая холщовая тряпица. Уход за маленькими детьми входил в сферу повседневных забот пожилых женщин. По представлениям народа мари между самой старой женщиной и самым маленьким ребенком в семье существует наиболее тесная связь, т.к. оба находятся в «пограничном» состоянии: один у начала жизненного пути, другая – в конце его.

«У зыбки». 1920-е гг., холст, масло, 40х57 см.
Работа носит этюдный характер, написана в жанре интерьера, выполнена в Краснококшайском кантоне МАО, возможно, показано внутренне пространство той же избы, что и на картине «В крестьянской избе» (1926). В левой части полотна изображен красный угол с божницей. По передней и боковой стене расположены широкие деревянные пристенные лавки. Под божницей в углу деревянный кустарной работы прямоугольный стол. Окна с косяками, одно выходит во двор, другое на улицу, на стене висит белое вышитое полотенце. Под потолком висит керосиновая лампа. По центру композиции изображена лубяная люлька «шепка», она привязана пеньковой веревкой к жерди «лÿшкевара», прикрепленной к матице. Люльку качает молодая женщина, одетая в белую домотканую холщовую туникообразного покроя рубаху, вышитую на груди, по подолу и рукавам. Вышивка по подолу представляет собой цветочный орнамент, выполненный гладью яркими анилиновыми нитками красного, оранжевого и розового цветов, что было тогда новшеством. Рубаха подпоясана с напуском тканым поясом, концы которого свисают с левой стороны. На голове белый платок, повязанный под подбородок. На ногах черные онучи и лыковые лапти. Справа изображена часть печи: печной столб, устье печи, в котором видна керамическая крынка, обращено к передней стене дома, возле печи деревянная кадка.

 

Произведения живописи, представленные Чувашским государственным художественным музеем, относятся к следующему периоду жизни П.А. Радимова. Это работы 1930-40-х годов, главным образом пейзажи. Всего в музее хранится 9 работ П. Радимова. В этот период художник уже жил в Хотьково, а позже - в Ново-Абрамцевском посёлке (Подмосковье). В эти же годы художник попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов», после чего практически полностью переключился на живопись, предпочитая пейзаж, что и демонстрирует коллекция Чувашского государственного художественного музея. Социалистический реализм не слишком привлекал бывшего «новокрестьянского» поэта, а потому довольно-таки оригинально в коллекции выглядит идеологически ориентированная многофигурная работа «Выступление В.И. Ленина на 4 конгрессе Коминтерна».

Работы П.А. Радимова, хранящиеся в Чувашском государственном
художественном музее.

«Вид на Волгу у Чебоксар». 1940 г. Бумага, масло. 13,7х29 см.
Волжский пейзаж пасмурным летним днем. На первом плане свинцово-синяя вода вытекающей из-за мыса реки. В центре композиции недалеко от причала лодка с двумя гребцами. От мыса к первому плану тянутся на привязи четыре лодки. На втором плане слева обрывистый глиняный берег с глубоким оврагом. По покрытому зеленью спуску располагаются небольшие домики и группы деревьев. У самой воды привязанные к причалам лодки и баржи. На заднем плане узкой полоской слева направо тянется противоположный пологий берег реки. Небо темное, хмурое; только в центре растянулась светлая тучка.
«Село Альгешево». 1940 г. Бумага, масло. 13,2х29,4.
Изображена занесенная снегом сельская улица. В центре слева направо тянется дорога, которая в середине поворачивает влево; за поворотом она сливается с другой дорогой, идущей по диагонали справа налево. Параллельно первой дороге с левой стороны тянется редкий деревянный забор, отгораживающий двор, где растут два больших и одно маленькое дерева. На втором плане группа заваленных снегом домов. Два дома с мезонинами; перед домами со стороны улицы растут деревья. Справа - группа построек, перед ними растут деревья, у ворот стоит запряженная лошадь. Задний план замыкается полосой леса.

«Вид на Волгу у Чебоксар». 1940 г. Бумага, масло. 13,5х29,4 см.
Пейзаж, изображена перевозная пристань на Волге в пасмурный день. На первом плане мокрый песок берега. В центре идет к плоту женщина с корзиной белья на коромысле. Деревянный забор отгораживает берег в правой части. Около забора стоит на суше лодка. За забором виден покрытый зеленью высокий берег. На втором плане слева - корма баржи с большим рулем. В центре композиции синяя пристань с черной крышей. На сходнях стоят две фигурки. К пристани причалена баржа с красным флажком. Справа от пристани коричневая баржа. Противоположный низкий покрытый зеленью песчаный берег реки тянется параллельно нижнему краю картины. Небо покрыто серыми тучами.
«Река в Абрамцево». 1940 г. Бумага, масло. 13,6х28,2 см.
Весенний пейзаж. На первом плане извивающийся берег темно-синей реки. В левой части композиции покрытый снегом мыс. В правой части очистившийся от снега берег, только с правой стороны небольшой елочки лежит куча нерастаявшего снега. На втором плане на берегу растет группа деревьев, от которых от центра вправо тянется гряда нерастаявшего снега. На третьем плане покрытый снегом берег реки, местами растут деревья. На заднем плане параллельно нижнему краю работы узкой полосой тянется темный лес. Небо голубое с редкими облаками.

«Весна в окрестностях Абрамцево». 1940 г. Бумага, масло. 13,6х28 см.
Пейзаж. На первом плане очистившаяся от снега охристая земля. В левой части композиции на втором плане группа деревьев - три березки и две чахлых сосны. В центре второго плана молодые деревца. Справа на втором плане молодая березка и группа кустарников. В центре третьего плана из оврага поднимаются две ели и кустарник, за которыми от центра к правому краю тянется деревянный забор. На четвертом плане слева направо параллельно нижнему краю тянется узкой полосой лес, в правой части темно - вишневый. На заднем плане лес голубовато - синий. Небо серое.
«Выступление В.И. Ленина на 4 конгрессе Коминтерна». 1940 г. Холст, масло. 99х44,3 см.
Изображен зал при вечернем освещении. Слева покрытая красным ковром сцена. В центре сцены чуть наклонившись вперед в профиль вправо стоит В.И. Ленин. Одет в черный костюм. Правая рука опущена, сжата в кулак, левая на уровне пояса держит белую бумагу. Сзади него покрытый красным стол президиума, за которым сидят четыре человека. Внизу слева на ступеньках сцены сидит мужчина в коричневом. В центре первого плана спиной к зрителю сидит женщина в сиреневой кофте, за ней на втором плане женщина в черном, сидящая спиной к зрителю, рядом мужчина в профиль влево. Справа сидящие за столом представители. На заднем плане зеленоватая стена с тремя окнами и люстрами в простенках.

«Абрамцево». 1932 г. Бумага, масло. 23,8х32 см.
Изображен пейзаж с речкой. На первом плане высокий берег, на котором яркая теплая зелень травы и деревья. На противоположном берегу речки видны зеленые луга и на горизонте - густой лес. Речка темно-синяя. Небо серо-голубое, облачное.
«Марийка Людмила Вахрова». 1930 г. Бумага, темпера. 31х25 см.
Изображена девушка в сером халате, сиреневой косынке, она сидит, прислонившись к серо-желтой стене. Справа перед ней плетеная корзина с желтой и белой шерстью. Слева за корзиной умбристо-коричневая шерсть.

 

В 1957 году в Абрамцеве художник открыл народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство». Скончался Павел Александрович Радимов в Хотьково 12 февраля 1967 года.


Э.М. Колчева,

кандидат искусствоведения,

зам. директора по научной работе НМ РМЭ им. Т. Евсеева

Login to post comments

Мероприятия, посвященные

Виртуальная выставка

Ваше мнение

Какая из коллекций музея привлекает и интересует больше всего?

 

 

 

 

  Итоги

« Мая 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Гостевая книга

Наши друзья



Музеи России

Афиша Выставок

Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ

Интернет-портал Республки Марий Эл

Виртуальный гид Entercity

 

 

Онлайн

Сейчас 228 гостей онлайн
joomla