gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Автор:  Fnat 25 Декабря 2013 Опубликовано в Виртуальные выставки

Нестареющая палитра

Прочитано: 3074 раз
Оценить
(3 голоса)

А над нивой весь век
Дуб могучий горит…
Так и я полагал,
Что горит это дуб,
А раскинул умом –
То народа душа.
(Из старой марийской песни)

Художник и жизнь…

Мы часто думаем и говорим об этом. И как радостно приветствовать каждого нашего художника, для которого жизнь республики становится почвой, питающей его творчество, становится источником вдохновения. Таким художником по праву можно назвать А.П. Зарубина.

Алексей Петрович Зарубин родился на Волге в с. Юрино 26 декабря 1913 года. Там прошли его детство, учеба в школе и юношеские годы. В оформлении стенной газеты он впервые нашел практический выход увлечению рисованием, появившемся у него рано. Этому способствовала благодатная природа края, Волга и Шереметьевский замок. Учитель рисования А.И. Перчаткин, большой энтузиаст искусства, направил первые шаги одаренного юноши.

Однако серьезная учеба началась значительно позже. В 1930 году А.П. Зарубин поступил во Всероссийскую Академию Художеств в Ленинграде.

С 1933 года преподавателем у А.П. Зарубина стал Исаак Израилевич Бродский, который был в то время ректором Всероссийской Академии Художеств (ВАХ). Его методика преподавания была особенной, он учил рассматривать натуру со всех сторон, тщательнее рисовать, глубже осмысливать композицию. Эта методика оказалась особенно убедительной для молодого Зарубина, который как будто этого и ждал. Позднее свою дипломную работу «Мастерская И.И. Бродского» (1938) А.П.Зарубин посвятил своему учителю и ученикам. В картине показан момент постановки натуры. Маститый профессор стоит в окружении студентов – дипломантов, будущих известных советских художников. Здесь – В.Серов, Ю. Непринцев, А.Лактионов, Я. Яр-Кравченко и многие другие. Полотно явилось интересным документальным коллективным портретом А.П. Зарубина конца тридцатых годов. Она вошла в Золотой фонд академии.

На защите своей дипломной работы во Всероссийской Академии Художеств - картина «Мастерская И.И. Бродского», оценка - хорошо. Обучение проходило на живописном факультете, присвоено звание - художник живописи.

После окончания академии А.П. Зарубин жил и работал в Ленинграде.

И. И. Бродский с учениками в кабинете директора Всероссийской Академии художеств. 1936 г.
Сидят П. А, Плахотин, В. А. Серов, И. И, Бродский, А. М. Любимов; стоят А. П. Зарубин, М. П. Железнов, А. А. Гольдрей, П. К. Васильев, А. И. Лактионов, А. Н. Яр-Кравченко, Ю. М. Непринцев
В мастерской аспирантов живописного факультета. 1934 г.

С 1939 по 1952 годы А.П. Зарубин был преподавателем Азербайджанского художественного училища, где воспитал немало талантливой молодежи, много творчески работал, рисовал.

Во время Великой Отечественной войны А.П. Зарубин служил в артиллерийской части, затем военным фотокорреспондентом и военным художником фронтовой газеты. После войны продолжил педагогическую работу в училище, преподавал у молодых художников. В это время с группой бакинских художников А.П. Зарубин написал большое полотно «Сдача хлопка государству».

Период пребывания в Московском Союзе художников характерен новыми серьезными успехами живописца. Большим достижением А.П. Зарубина является создание в соавторстве с художником Яр-Кравченко многофигурного полотна с первого съезда советских писателей под названием «Ответственность на вас». На ней запечатлена встреча советских писателей с А.М. Горьким. В центре композиции - А.М. Горький, произносящий свои замечательные слова об ответственности советской литературы перед народом и партией. К нему обращены взгляды писателей – М. Шолохова, А. Фадеева, Л. Леонова, Л. Сейфулиной и многих других. Найденная художниками типичная жизненная ситуация позволяет увидеть собравшихся писателей, живущих едиными интересами. В 1960 году картина была успешно показана на выставке «Советская Россия». В настоящее время картина «Ответственность на вас» находится в постоянной экспозиции Литературного музея в городе Москва.

В мастерской А.П. Зарубина в Москве очень часто бывали марийские художники З.Ф. Лаврентьев, Б.С. Пушков, А.И. Бутов. И сам живописец часто приезжал на родину, в поселок Юрино. Именно на своей земле он создает прекрасные картины, пейзажи родной природы. Ведь художник – это не профессия, а позиция. Это позиция исследователя своей Родины.

В 1960 году по приглашению Министерства культуры Марийской АССР переехал в город Йошкар-Ола.

Художники в Дни недели Татарской культуры в МАССР. 1952 год.
Художники МАССР. 1965 год.

В 1961 году А. Зарубина избрали председателем правления Марийского отделения Союза художников РСФСР, и для него начался новый период деятельности – непосредственное участие в развитии культуры республики. Он становится участником ряда выставок: художников МАССР (1959-1964), в Казани в дни проведения «Недели марийской литературы и искусства в ТАССР» (1962), «Советская Россия» (1960), зональной «Большая Волга» (1964), автономных республик РСФСР (1971).

«Кокшамарское восстание» 1963 г.
х/м, 120х178 см.

В середине 1960-х годов А.П. Зарубин возвращается к теме революции. По заказу Республиканского научно-краеведческого музея он написал картину «Кокшамарское восстание».

Произведения А.П. Зарубина постоянно украшали марийские выставки. Художник любил природу, любил человеческую красоту и стремился об этом рассказать ясным живописно-пластическими средствами, сохраняя непосредственной ощущение и восприятие натуры.

В последующие годы А.П. Зарубин один за другим создает портреты. В творчестве художника они занимают существенное место. Портрет – очень ответственная жанровая форма изобразительного искусства. В его работах ясно прослеживается теплый и человечный создаваемый образ. В портретах лучших людей республики – рабочих, колхозников, писателей, композиторов, артистов – нас привлекает духовная ясность современника. В лучших из них раскрываются народный характер, общественная значимость личности. Многие работы художника хранятся в фондах Национального музея им. Т. Евсеева.

«Знатная колхозница Ю. Гурьянова» 1959 г.
х/м, 120х77 см.

Одно из первых произведений А.П. Зарубина после его приезда в Марийскую АССР – «Портрет знатной колхозницы-доярки Ю. Гурьяновой» (1958). Девушку в светлой кофточке художник изобразил на фоне свежего летнего пейзажа, на колхозном полевом стане. Стадо пасущихся на лугу коров, дополняет ту обстановку, в которой живет, трудится, легко и уверенно чувствует себя марийская девушка, выросшая на этой земле. В раскрытии ее образа выразительную роль играет и прямая осанка, и свободный жест сильных загорелых рук, и доверчивый, несколько вопросительный взгляд.

Народная артистка МАССР А.Т. Тихонова 1960 г.
х/м, 120х70 см.

Успех художнику принесло создание «Портрета народной артистки Марийской АССР А.Т. Тихоновой» (1959). Обаяние актрисы раскрыто в выражении лица, взгляде, в движении чуть подавшейся вперед фигуры, в жесте.

Эскиз к портрету И.С. Палантая 1961 г.
х/м, 77х49 см.

Стремление к раскрытию творческого и романтического начала в человеке у А.П. Зарубина появилось в портрете первого марийского композитора И.C. Палантая (1963). Автор показал композитора на фоне широкой Волги и облачного неба… И.С. Палантай освещен трепетным светом вечернего солнца, охваченный чувством гордости, приливом душевных сил от соприкосновения с природой, он снимает шляпу и любуется красотой родной земли, которая в этот момент открывается ему с наибольшей полнотой. Он словно хочет сказать людям значительные, волнующие слова.

Тонким проникновением художника в мир творчества своих героев отмечены также произведения А.П. Зарубина последующих лет.

На юбилейной выставке в честь сорокалетия республики экспонировались портреты композиторов Якова Эшпая и Андрея Эшпая.

Портрет марийского композитора Андрея Эшпая 1960 г.
х/м, 80х70 см.
Портрет Якова Эшпая 1960 г.
х/м, 80х70 см.

Портрет композитора Андрея Эшпая очень эмоционален, в нем есть гармонично вылепленный, определенный характер. Талантливый композитор изображен в момент творческого воодушевления, размышления над новым произведением. Живопись скромна, но в каждом мазке художника живет искренняя любовь к тому, что он изображает. Образам в целом свойственно лирическое начало.

Передача творческого состояния давно волнует А.П. Зарубина, и во многих портретах он стремится его поэтически воплотить.

Портрет поэта С.А. Вишневского 1961 г.
х/м, 70х55 см.

В портрете марийского поэта С.А. Вишневского художник избрал такой психологический момент, когда поэт как бы хочет что-то ответить своему собеседнику – зрителю. В этот момент вся личность поэта «собирается», вырисовываясь более ясно и точно. Колорит полотна, построенный на сочетании мягких полутонов, сливающихся в серебристую гамму, раскрывает светлое обаяние вдохновенности человека.

Портрет писателя Арсия Волкова 1961 г.
х/м, 70х55 см.

Среди писателей, пришедших в марийскую драматургию в послевоенный период, творчество заслуженного деятеля искусств МАССР Арсия Волкова занимает одно из ведущих мест. Арсий Волков широко известен читателям и зрителям далеко за пределами нашей республики. Самую большую популярность писатель завоевал в жанре драматургии. Его первое произведение «Красавица Пампалче», первая сказка-пьеса в марийской литературе. Портрет выразительно передает внешнее сходство, тепло и индивидуальную доброжелательность писателя.

Портрет дочери И.С. Ключникова 1961 г.
к/м, 35х30 см.

Много подкупающей мягкости, человеческой теплоты и обаяния в «Портрете дочери И.С. Ключникова» - здесь отчетливо выступает своеобразие авторской интонации, присущей многим его произведениям.

Портрет марийского драматурга Н.М. Арбана 1964 г.
х/м, 70х68 см.

Когда я изображаю какое-либо событие, конкретную личность, - говорит А.П. Зарубин, - то в их воспроизведении я стремлюсь добиться достоверности раскрываемых явлений и сходства с конкретным жизненным оригиналом.

Николай Арбан. Поэт. Драматург. Прозаик. Пьесы Н.М. Арбана переведены на русский, татарский, чувашский, коми языки. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР. Спектакли по пьесам Николая Арбана входят по сей день в репертуар театра им. Шкетана, Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева.

Последние годы А.П. Зарубин жил в Москве. В мыслях он часто возвращался на родную Волгу, встречался с людьми, радовался их работе, жил их жизнью.

А.П. Зарубин отдал искусству полжизни. Это много или мало?

Вклад в искусство не взвешивают количеством лет. Если кисть художника может выбрать самое главное из быстротекущей жизни – тогда он – настоящий, большой художник.


Литература: Художники Марийской АССР, авторы Б.Ф. Товаров-Кошкин, С.М. Червонная.


Автор: Юмашева В.П., старший научный сотрудник отдела фондов
Национального музе
я РМЭ им. Т. Евсеева

Login to post comments

Мероприятия, посвященные

Виртуальная выставка

Ваше мнение

Какая из коллекций музея привлекает и интересует больше всего?

 

 

 

 

  Итоги

« Июля 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Гостевая книга

Наши друзья



Музеи России

Афиша Выставок

Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ

Интернет-портал Республки Марий Эл

Виртуальный гид Entercity

 

 

Онлайн

Сейчас 193 гостей онлайн
joomla