gototopgototop
  1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>
Автор  Максим 10 Мая 2016 Опубликовано в Виртуальные выставки

Музейная коллекция русского костюма

Прочитано: 2515 раз
Оценить
(1 голос)

Богат и разнообразен фондовый мир Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Это исторические и этнографические, документальные и нумизматические, медальерные и живописные и другие предметы музейного значения. Среди них можно выделить тематическую коллекцию русского костюма. Предметы одежды которой датируются II половиной XIX - нач. XX веков, территория бытования - Казанская и Вятская губернии. Коллекцию составляет женская и мужская одежда, состоящая из сарафанов, юбок, кофт, передников, мужских и женских рубах, портов, чапанов, поясов, также головных уборов - чехлушек, платков, полушалков, шалей и т.д.  Дополняет коллекцию обувь - лапти, сапоги, ботинки.

Карта Российской империи. XIX -нач. XX вв.
В первой половине XIX века русские крестьяне Казанской и Вятской губерний шили одежду в основном из холстов и сукон своего изготовления. Для пошива верхней зимней одежды применялись овчины, для изготовления обуви - лыко, шерсть, кожа.

Холсты. Лен и хлопчатобумажные нитки. Русские. II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"
Основным сырьем для изготовления холста служили лен и конопля. Кроме белых холстов изготовляли пестрядь и крашенину различных расцветок и рисунков. Открывались заведения для окрашивания тканей и выполнения набойки с помощью специальных инструментов "манер" или "цветков".

Холсты пестрядинные. Лен. Русские. II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Доска деревянная резная для набойки. XIX век

Холст. Набойка. Русские. XIX век

Во II пол. XIX века в быт широко стали входить фабричные ткани: ситец, сатин, плис, кашемир, шелк и др. К началу XX  века из них все больше стали шить одежд, особенно мужских.

Женский костюм крестьянской одежды русских Казанской и Вятской губерний состоял из рубахи, сарафана, пояса, передника, головного убора, обуви и др.  Основной частью женского костюма являлась рубаха, состоящая из рукавов - верхняя часть и стана (станушка) - нижняя часть. Рукава шили обычно из  тонкого холста, пестряди, стан - из домотканины или набойки. На рубаху надевали сарафан или юбку.

Женская рубаха. Пестрядинный холст, кумач.  Русские. Казанская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева. Фонд "Ткани"

Сарафанный комплекс женской одежды с рубахой. Пестрядинный холст. Русские. Казанская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"
Сарафаны были разных типов. В I пол. XIX века бытовали в основном косоклинные, во II пол. XIX века их стали заменять на круглые "московские" сарафаны. Они шились из различных тканей - домотканных холстов различных расцветок - пестряди, полосушки, набойки; и фабричных тканей - ситца, сатина, полубумажного шелка и т.д. Сарафаны носили с поясом, чаще с фабричным. Они были необходимой частью как женской, так и мужской одежды, праздничные украшали яркими узорами.

Сарафанный комплекс женской одежды. Холст, пестрядь, вышивка. Русские. Вятская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Сарафанный комплекс женской одежды с рубахой. Холст, ситец. Русские. Казанская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"
Сарафанный комплекс   женской одежды. Холст, вышивка. Русские. Казанская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева. Фонд "Ткани"
На сарафаны надевали фартуки (запон), которые подвязывались под мышками или на талии, их изготавливали из холста, позднее из ситца, коленкора, иногда украшали вышивкой.

Сарафанный комплекс с запоном. Холст, пестрядь, вышивка. Русские. Вятская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Женская одежда. Холст, вышивка. Русские. Казанская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Женская одежда. Холст, вышивка, набойка. Русские. Казанская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Женская одежда. Ситец, вышивка, пестрядинный холст. Русские. Казанская губерния, кон. XIX - нач. XX вв. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Нижняя юбка. Холст, вышивка. Русские. Казанская губерния, кон. XIX - нач. XX вв. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

В конце  XIX века получили широкое распространение кофты и юбки. Они были очень разнообразны по покрою, ткани, расцветкам и украшениям. Шили их из ситца, сатина, украшали кружевами, цветными шелковыми лентами, тесьмой и т.д. Кофты были в основном прямого покроя и носили из не заправляя в юбку. Вместе с кофтами носили юбки, которые шили в основном из фабричных тканей, но в конце XIX века было еще много юбок из домотканины.

Женская одежда. Сатин, пестрядинный холст. Русские. Вятская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Женская одежда. Полубумажный шелк, прошва, пестрядинный холст. Русские. Вятская губерния, нач. XX века.Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Женский комплекс одежды. Сатин, кружево, пестрядь. Русские. Вятская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Комплекс праздничной женской одежды. Атлас. Русские. Вятская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Комплекс женской одежды с сарафаном. Сатин. Русские. Казанская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Комплекс женской одежды. Сатин, шерсть. Русские. Казанская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

До замужества девушки носили головные уборы, не закрывающие волосы, в виде лент, венков, повязок и т.д. Во время венчания невесте расплетали косу и она стояла с распущенными волосами, затем свахи заплетали ей две косы, укладывали их и закрывали чехлом или волосником (повойником).

Чехлушка - повойник - головной убор замужней женщины. Атлас, бисер. Русские. Казанская губерния, II пол. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Во II половине XIX века широко в быт входят разнообразные фабричные платки и шали. Богатые крестьянки носили шелковые платки. Молодежь в будни надевала ситцевые, а в праздники шелковые платки больших размеров, ярких расцветок.

Шаль шерстяная. II пол. XX век


Шаль. Хлопчатобумажные нитки. Казанская губерния, нач. XX века

Сарафанный комплекс с шалью. Холст, вышивка, набойка, шелковые нитки. Русские. Казанская губерния,  II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"



.                           Платки. Кумач, шерсть,                                         хлопчатобумажная ткань. Нач. XX века

Основными частями мужской одежды являлись - рубаха, штаны (порты), пояс, головной убор. Рубахи шили в основном из полосатой клетчатой пестряди, праздничные из белого холста с вышивкой на воротнике, планке, по краям рукавов и подоле, реже из ситца, сатина, полубумажного шелка. Разрез на рубахе делался в основном слева, к нему пришивалась планка. Разрез на рубахе с правой стороны встречался очень редко, возможно это влияние города, где вся мужская одежда застегивалась на правой стороне. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясами.

Основными частями мужской одежды являлись - рубаха, штаны (порты), пояс, головной убор. Рубахи шили в основном из полосатой клетчатой пестряди, праздничные из белого холста с вышивкой на воротнике, планке, по краям рукавов и подоле, реже из ситца, сатина, полубумажного шелка. Разрез на рубахе делался в основном слева, к нему пришивалась планка. Разрез на рубахе с правой стороны встречался очень редко, возможно это влияние города, где вся мужская одежда застегивалась на правой стороне. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясами.

В крестьянской среде штаны называли портками. Их шили из полосатой пестряди, набойки, однотонного холста и домотканого сукна - в зависимости от сезона. Делали их не широкими и не длинными. Концы штанин закрывались онучами, которые обертывали ноги до колен. К нач. XX века большая часть мужчин, особенно молодых, стали носить брюки из фабричного материала.

Рубаха -косоворотка мужская. Холст, вышивка. Русские. Вятская губерния, нач XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Рубаха -косоворотка мужская. Холст, вышивка. Русские. Вятская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Рубаха -косоворотка мужская. Батист, вышивка. Русские. Вятская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Мужская одежда - рубаха-косоворотка, порты, сапоги, пояс. Пестрядь. Русские. Казанская губерния, кон. XIX - нач. XX вв. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"
Верхней мужской одеждой являлся "чапан" или "азям" - халатообразная одежда без застежек с большим воротником, на холщОвой подкладке, некоторые застегивали у ворота на одну пуговицу. Их шили из домотканого сукна. Зимой надевали на полушубок, шубу, а иногда и на тулуп, подпоясывали широкими поясами - кушаками.

Чапан - зимняя распашная одежда. Шерсть домашняя. Русские. Казанская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

В XIX - нач. XX вв. основной обувью русских крестьян и мужчин, и женщин были лапти косого плетения с закругленными носками, высокими бортами. Плели их обычно из трех лык в три ряда, начинали с пятки, затем заплетали подошву и носок, потом  вставляли колодку, на каждую ногу отдельно, затем заделывали "ушки" для продевания обор. Лапти надевали на ноги летом с холщовыми портянками, а зимой еще и с суконными онучами, которыми ноги обертывали до колен. С сер. XIX века в Казанской губернии стали применяться более практичные и удобные лапти поволжских народов - марийцев, чувашей, мордвы, которые имели низкие борта и носившиеся на любую ногу. Женщины надевали их с шерстяными чулками до колен. Во II пол. XIX века в деревнях получают распространение кожаные сапоги, которые носили по праздникам. В кон. XIX века в Вятской губернии они становятся повседневной обувью, мужчины их носили с онучами, а женщины с чулками. Лапти остаются в основном рабочей обувью.

В кон. XIX - нач. XX вв. праздничной обувью становятся кожаные ботинки на небольшом каблуке в с высокой шнуровкой. Они являлись большой ценностью, а потому их берегли и надевали очень редко.

Лапти, портянки и онучи. Лыко, холст, домашняя шерсть. Русские. Вятская губерния, II пол. XIX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Лапти и чулки. Лыко, шерсть. Русские. Казанская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Ботинки женские. Кожа. Казанская губерния, нач. XX века. Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева. Фонд "Ткани"

Автор-составитель: ст.н.с. отдела

истории Е.Ф.Пичугина

Login to post comments

Мероприятия, посвященные

Виртуальная выставка

Ваше мнение

Какая из коллекций музея привлекает и интересует больше всего?

 

 

 

 

  Итоги

« Ноября 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Гостевая книга

Наши друзья



Музеи России

Афиша Выставок

Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ

Интернет-портал Республки Марий Эл

Виртуальный гид Entercity

 

 

Онлайн

Сейчас 176 гостей онлайн
joomla