Наверх

Финско-марийские связи

В первой половине Х1Х века в Европе уделялось внимание прошлому народов. В Финляндии в 1835 г издали финский эпос «Калевала», которое укрепило идентичность финского народа. Одновременно возник интерес к финно-угорским народам, проживающим в России. Поскольку Финляндия являлась частью России, финские ученые имели возможность добраться до народов, говорящих на родственных финскому языках.

Матиас Александр Кастрен (1813-1852) посвятил свою жизнь исследованию финского и родственных финскому языков. Во время первой экспедиции (1841-1844) он посетил северную часть России. В 1845 г. он прибыл в Казань и работал над грамматикой марийского языка. По примеру М. А. Кастрена в 1883 г. было создано в городе Хельсинки Финно-Угорское Общество для организации экспедиций к финно-угорским народам.

В рамках научной программы Общества профессор финно-угорского языкознания Юрье Вихманн совершил экспедицию к марийцам в 1905-1906 г. Летом 1906 г. Супружеская пара посетила деревню Азъял по приглашению информатора Тимофея Евсеева, который работал в то время преподавателем народной школы.

Финский этнограф У. Т. Сирелиус совершил экспедицию к удмуртам и коми в 1906 г. На обратном пути в Казани он познакомился с Тимофеем Евсеевым и рекомендовал ему собирать этнографический материал марийцев. По приглашению Общества Евсеев два раза посетил Хельсинки. Во время первой поездки в 1908 г. Вихманн обучал его собранию фольклора. Сирелиус и этнограф А. О. Хейкель показали ему Национальный музей, Евсеев занимался изучением финского языка. Во второй раз Т. Евсеева пригласили в 1927г. К этому времени он уже был известным краеведом, возглавлял Марийский краеведческий музей, ныне Национальный музей Республики Марий Эл. Вместе с профессором этнографии У. Т. Сирелиусом и заведующим этнографическим отделом Национального музея Альберт Хэмэлэйнен Евсеев принял участие в экспедиции в восточную Финляндию.

Как сотрудник Финно-Угорского Общества Евсеев собирал фольклорный материал, сказки, легенды, пословицы, приметы, молитвы и песни и отправлял их в Финно-Угорское Общество (www.sgr.fi). Национальный музей Финляндии выкупал собранные Евсеевым предметы марийского быта и одежды (www.finna.fi).

Евсеев еще в 1910 г. купил фотоаппарат на средства Общества. Сирелиус обучил его, как сфотографировать прическу и одежду. Примечательно, что фотографирование вызвало новые проблемы: для марийских женщин это было ново, и никто не желал перед фотоаппаратом снять, например, платок с головы.

В 1923-24 гг. Евсеев работал директором Азъяльской школы. В 1925 г. молодой краевед стал заведующим областным музеем. Работа в музее велась активно. Хотя средств у музея не хватало, Евсеев собирал этнографический материал у ветлужских (1925), восточных (1926), звениговских (1926) и моркинских (1928) марийцев. Его этнографические статьи публиковались в местных журналах «Марий Эл», «Марийское хозяйство» и «Туныктымо паша».

Надо отметить, что местное Общество краеведения в конце 1920-х гг. стало критиковать Евсеева. Постепенно критика перерастает в борьбу с «местным национализмом». В январе 1931 года Евсеев был арестован, через год его освободили, но в 1937 году он вновь был арестован и 11 ноября 1937 г. Тимофей Евсеев был расстрелян.